Передача документов через нотариуса: быстро, удобно, минимум контактов

Удобство системы «одного окна», по которой много лет работают все нотариусы страны, уже оценили миллионы россиян. Но именно этот год показал, насколько такой формат взаимодействия с заявителем может быть полезен и за рамками стандартных процедур оказания правовой помощи, которой занимаются нотариусы. Вариант, когда за один визит в нотариальную контору можно решить сразу все вопросы — от непосредственно юридических до организационно-логистических, становится настоящим спасением в ситуации, когда лишний шаг на улицу или контакт с людьми может угрожать здоровью человека и его близких.

С предсказуемым обострением эпидемиологической ситуации с коронавирусом в ряде регионов страны сокращение числа посещений общественных мест, организаций и разного рода учреждений вроде МФЦ, где всегда многолюдно, становится особенно актуальным. Вместе с тем у многих остаются задачи, которые просто нельзя откладывать, — например, тот же выход на сделку с недвижимостью.

Выбор в пользу нотариального удостоверения сделки здесь не только дает участникам договора очевидные правовые гарантии, но и устраняет необходимость идти куда-либо помимо нотариальной конторы. При этом на подготовительном этапе сбора документов и составления проекта договора не понадобится даже личного присутствия заявителей у нотариуса — все имеющиеся бумаги можно будет заранее переслать ему на e-mail. Недостающие сведения нотариус запросит сам через систему межведомственного электронного взаимодействия. Документы на регистрацию перехода права собственности он также направит в Росреестр сам в цифровом виде. Уже спустя один рабочий день новоиспеченный собственник недвижимости сможет забрать их в той же нотариальной конторе, а не в наполненном людьми МФЦ. При желании даже вопрос передачи денег от покупателя к продавцу можно будет решить, не покидая кабинета нотариуса. Достаточно выбрать для расчета по сделке вариант с депозитом нотариуса. Тогда деньги даже не придется обналичивать, что кстати тоже является весомым плюсом для тех, кто хочет оградить себя от контакта с потенциальными каналами распространения инфекции.

Не теряет актуальность и имевшая большой спрос минувшей весной услуга по передаче через нотариуса документов другим юридическим и физическим лицам. Офисы снова переводят значительную часть персонала на «удаленку», суды и другие инстанции начинают ограничивать прием заявителей, а это значит, что многие люди вновь рискуют, что какие-то документы не будут получены в срок, или могут не по своей воле нарушить важные обязательства, связанные с предъявлением тех или иных бумаг. Чтобы избежать таких проблем, достаточно опять же совершить всего один визит — в ближайшую нотариальную контору, чтобы поручить вопрос передачи документов нотариусу. Более того, чтобы моментально передать документы нотариус при необходимости может перевести их из бумажного формата в электронный с сохранением юридической силы. В этом случае время от обращения отправителя бумаг к нотариусу до получения документов адресатом будет сведено к минимуму, даже если контрагенты находятся в разных концах страны. Таким образом можно спасти от срыва сделку или оперативно решить срочный корпоративный вопрос, не прибегая при этом к нежелательным сегодня поездкам и пересечением с большим числом людей. Этой возможностью ежегодно пользуются почти 2,5 млн россиян.

Снизить число социальных контактов и сократить время пребывания в общественных местах сегодня получается и у предпринимателей, которые идут к нотариусу для регистрации юрлица или ИП. В этом случае нотариус, проверив предъявленные документы, «оцифровывает» их, удостоверяет своей усиленной квалифицированной электронной подписью и самостоятельно направляет в налоговый орган по месту регистрации заявителя. Готовые документы (на усмотрение заявителя — в цифре или на бумаге) из ФНС можно получить в той же нотариальной конторе через пять рабочих дней. При этом скоро процедура регистрации бизнеса может стать еще удобнее. Уже сейчас рассматривается законопроект, согласно которому нотариальное удостоверение подлинности подписи на заявлении о регистрации юрлица или ИП и передача соответствующих документов в ФНС должны проводиться в рамках одного нотариального действия. 

Еще проще и безопаснее процесс получения правовой помощи в целом ряде жизненных ситуаций станет с вступлением в силу норм об удаленном и дистанционном форматах совершения нотариальных действий. Возможность не выходя из дома получить выписку из реестра уведомлений о залоге движимого имущества или даже исполнительную надпись для взыскания бесспорной задолженности открывает совершенно новый взгляд на юридические услуги и задает качественно новый уровень удобства при обращении к нотариусу. При этом в случае с той же исполнительной надписью кредитору даже не нужно лично идти к судебным приставам. Налаженное электронное взаимодействие между нотариатом и Федеральной службой судебных приставов позволяет нотариусу самому передавать все необходимые документы сотрудникам ведомства.

Естественно, меньше перемещений, меньше трат времени и денег вскоре будет и у тех, кто решит оформить сделку через нотариуса в дистанционном формате. Участникам сделки в этом случае не придется куда-либо ехать, чтобы собраться всем вместе в одном тесном кабинете — у каждой стороны будет свой нотариус, который свяжется с коллегой по электронному каналу связи. Такой вариант нотариального удостоверения сделки, а также получение некоторых нотариальных действий в удаленном формате будут доступны россиянам уже в конце декабря 2020 года.

Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/peredacha-dokumentov-cherez-notariusa-bystro-udobno-minimum-kontaktov